Проклейка холста;

 

После того как холст натянут на подрамник, надо слегка смочить его поверхность холодной водой, чем достигается равномерность натяжения холста, так как ткань его садится. Когда холст просох, приступают к про-клеиванию его жидким раствором клея не более двух раз.Проклеивание холста предохраняет ткань от проникновения в нее масла из красок, которое, проникнув в холст, делает его нити хрупкими и ломкими, от чего ткань, теряя прочность, легко разрывается и разрушается. Для проклейки холста применяют жидкий клеевой раствор из рыбьего клея, желатина или кожного клея, приготовляя его следующим образом: пластины сухого рыбьего или кожного клея расщепляют на маленькие кусочки, всыпают в клееварку, заливают холодной водой и дают клею разбухнуть и размягчиться в течение 12—24 часов; в размягчившийся клей добавляют воды и ставят на легкий огонь на 15—30 минут, давая клею полностью раствориться, и получают клеевой раствор.

 

Рыбий клей представляет собой обезжиренные и высушенные части плава тельного пузыря осетровых и белужьих пород рыб; является наилучшим видом живот ного клея. Техническая желатина представляет собой рыбий клей, полученный вывариванием обезжиренной рыбьей кожи, хрящей и т. п. Пищевая желатина получается посредством вываривания обрезков шкуры кролика Кожный клей получают вывариванием обезжиренных обрезков кожи телят, овец, коз Для предохранения клея от загнивания в него следует добавить 10—15 капель карболовой или салициловой кислоты.

 

Во время варки клея на огне нельзя допускать его закипания, так как это сильно ухудшает качество клея. Для того чтобы клей во время варки не закипал и не подгорал, его надо варить в специальной клееварке, представляющей собой два металлических сосуда, свободно входящих друг в друга; пространство между ними заполняется водой. Если нет рыбьего клея и желатины, то для проклейки холста пригоден и столярный клей, но только лучшего качества. Для проклеивания холста клеевой раствор делают жидким, беря на одну часть сухого клея не менее 15—20 частей воды (по весу).Клеевой раствор наносят на холст в холодном или слегка теплом виде широкой щетинной кистью; сначала ровно наносят один слой, дают ему просохнуть и затем наносят второй слой. Не следует натирать холст совершенно застывшим, студнеобразным клеем, так как при этом никогда не получится ровной, тонкой и прочной пленки клея, хорошо закрывающей поры холста.

 

Просушивание проклеенного холста надо производить в сухом, хорошо проветриваемом помещении при обычной комнатной температуре. Нельзя просушивать его на солнце или у горячей печи, так как клей при этом растрескивается, а холст покрывается сквозными маленькими отверстиями. Проклеивая холст, не следует применять очень крепкие клеевые растворы, так как это приводит к сильному растрескиванию пленки клея, покрывающей холст. Крепкие клеевые растворы, содержащие более 20% сухого клея, очень быстро схватываются и, высыхая, склонны к растрескиванию; слабые же клеевые растворы, содержащие менее 5% сухого клея, не дают достаточно прочных клеевых пленок.

 

Горячим клеевым раствором холст проклеивать нельзя, так как клей проходит насквозь и растрескивается. Холодный клеевой раствор не проходит на оборотную сторону холста и при высыхании дает ровную пленку, хорошо закрывающуюотверстия в ткани холста.

 

После каждой проклейки холста необходимо удалить излишнее количество клея с поверхности только что проклеенного холста, проведя по ней широким шпателем сверху вниз и справа налево, чтобы снять излишний клей. Если этого не сделать, то вполне вероятно сильное растрескивание загрунтованного холста. Когда первый слой проклейки совершенно просохнет, то холст следует прошлифовать куском пемзы с целью уничтожения всех неровностей, узелков и т.п., образовавшихся на поверхности

 

Грунт,

 

Писать масляными красками на непроклеенном и незагрунтованном холсте нельзя, так как масло из красок в этом случае сильно впитывается холстом и краски, быстро обезмасливаясь, темнеют и пожухают; кроме того.масло, пропитывая холст, разрушает ткань. Поэтому холст надо обязательно проклеить 1—2 раза и хорошо загрунтовать, прежде чем приступить к живописи. Не всегда и не везде можно достать хорошо загрунтованный холст, поэтому необходимо каждому, кто пишет масляными красками, уметь правильно и хорошо загрунтовать холст. От качества грунта зависит не только сохранность и долговечность картины, но и самый вид ее, свежесть и цветность ее красок, отсутствие пятен, трещин и т. п., а также и удобство работы кистью. Поэтому хорошее качество грунта имеет исключительно важное значение.В масляной живописи применяются различные виды грунтов: клеевые, полумасляные, масляные, эмульсионные, клеемучные и др. Существуют десятки и сотни различных рецептов этих грунтов, дающие самые различные по качеству грунты.

 

Клеевые грунты являются наиболее простыми и несложными по приготовлению. Они состоят из смеси клеевого раствора с мелом или сухими свинцовыми или цинковыми белилами.

 

Для приготовления доброкачественного клее-мелового грунта надо взять клеевой раствор, лучше всего приготовленный из рыбьего клея; на 1 часть сухого рыбьего клея берут не более 15—20 частей воды (по весу) и смешивают его с хорошо просеянным и тонко измельченным сухим кусковым мелом. Смешение клея и мела надо делать очень тщательно, чтобы получить совершенно однородную, не содержащую комков массу, в которую добавляют немного меда, для того чтобы грунт был эластичным.

 

Для загрунтовки 1 м2 холста надо взять:

 

* Рыбьего сухого клея - 30 г

* Мела 150 г

* Воды 250 г

* Меда - 1 чайная ложка

 

Сначала приготовляют клеевой раствор, а затем смешивают с ним предварительно разведенный на воде мел и добавляют мед. Полученную массу тщательно размешивают и перетирают до тех пор, пока она не станет совершенно однородной, без всяких комков, и по своей консистенции не будет напоминать густую сметану. Приготовленную массу грунта наносят кистью на проклеенный холст в 3 или 4 последовательно накладываемых тонких слоя. Каждый новый слой наносится только на вполне просохнувший предыдущий слой. Если массу грунта нанести сразу одним толстым слоем, то грунт скоро покроется сетью трещин и может отстать от холста и осыпаться. Во избежание этого грунт всегда следует наносить тонкими слоями, давая каждому слою хорошо просохнуть, прежде чем будет нанесен следующий слой. Когда первый слой грунта просох, его выравнивают смоченным в воде куском пемзы. Шлифование уничтожает все неровности и узелки и делает поверхность загрунтованного холста совершенно гладкой. Затем наносят последующие слои, которые можно и не шлифовать. Этот клее-меловой грунт обладает способностью довольно сильно впитывать масло из красок. Во избежание впитывания холст следует покрыть 1—2 тонкими слоями жидких масляных свинцовых белил, разбавленных терпентинным скипидаром. Такие грунты, состоящие из 2 слоев проклейки, 3—4 тонких слоев клее-мелового грунта и 1—-2 слоев масляных свинцовых белил, называются полумасляными; они почти не вытягивают масла из красок и в то же время хорошо держат краски, являясь наилучшими грунтами для масляной живописи. На этих грунтах писали многие знаменитые русские художники XVIII и XIX вв.: Рокотов, Левицкий, Венецианов, К. Брюллов, А. Иванов и др.; живопись их превосходно сохранилась на этих грунтах, не потеряв первоначальной звучности тонов красок.

 

Некачественный подрамник отрицательно влияет на сохранность живописи. Вот несколько основных причин, требующих замены подрамника. Отсутствие ступенек на рейках подрамника. Чтобы холст картины не соприкасался с поверхностью реек подрамника, рейки должны иметь иметь округлую узкую ступеньку. Если на рейках подрамника ступенька отсутствует, могут возникнуть сломы и осыпи красочного слоя картины. Подрамник сделан из сырого дерева. Если подрамник сделан небрежно, из сырого дерева, через довольно короткий промежуток времени его "поведет".Подрамник с жуком-точильщиком. Благодаря деятельности этих насекомых дерево распадается, превращаясь в труху. Подрамник сделан из дерева с сучками. Если подрамник сделан из дерева с сучками. Даже качественно сделанный подрамник, на котором есть сучки, со временем может потерять жесткость (выпадение сучков) и его придется заменить.

 

Достаточно доброкачественный клеевой грунт можно приготовить, если с клеевым раствором смешать сухие свинцовые белила в порошке2. Для грунтовки 1 л*2 холста надо взять:

 

* Сухого рыбьего клея - 10 г

* Воды 180 г

* Белил свинцовых (в порошке) 45 г

* Меда - 2 чайной ложки

 

Грунтовочную массу наносят на дважды проклеенный холст 3—4 тонкими слоями; каждый новый слой наносится на вполне просохший предыдущий. Когда все слои грунта нанесены и просохли, наносят тонкий слой жидких масляных свинцовых белил, разбавленных терпентинным скипидаром.

 

Казеиновый грунт состоит из казеина, нашатырного спирта, сухих свинцовых или цинковых белил и воды. Казеин намачивают в воде, хорошо размешивают, добавляют нашатырный спирт и получают казеиновый клей; к нему добавляют немного меда и порошок сухих белил, тщательно перетирают шпателем и получают грунтовочную массу. Для загрунтовки 1 м2 холста надо взять:

 

* Казеина 35 г

* Воды 400 г

* Нашатырного спирта - 2 чайные ложки

* Меда - 2 чайные ложки

 

Сначала надо 2 раза проклеить холст казеиновым клеем и хорошо просушить, а затем нанести в 2—3 тонких слоя грунтовочную массу. Казеиновый грунт довольно сильно вытягивает масло из красок; во избежание этого его надо покрыть 2 слоями жидкого рыбьего клея или 1—2 слоями жидких масляных свинцовых белил; такой грунт значительно меньше вбирает в себя масло из красок. Казеин—продукт, получаемый посредством створаживания обезжиренного молока (обрата). Молоко дважды пропускают через сепаратор и, отделив сливки, получают обезжиренное молоко (обрат), в котором содержится в разбухшем состоянии казеин, в виде казеиново-кальциевого соединения. Чтобы выделить из снятого молока казеин, нужно отделить его от кальция. Существует несколько способов получения казеина: самоквасный, молочнокислый, сычужный и кислотный.Наиболее простым является самоквасный. Снятое молоко оставляют для самоскисания на 16—20 часов и благодаря действию молочных бактерий, перерабатывающих молочный сахар в молочную кислоту, молоко окисляется, то есть створаживается, и при этом выделяется казеин в виде тво-рожины. Творожину нагревают до 65° при постоянном перемешивании, промывают и отжимают возможно суше, чтобы удалить всю сыворотку, и, размяв ее на части, высушивают на солнце на деревянных рамах, обтянутых холстом, или же сушат 20—24 часа на металлических ситах в печи при температуре 40—45° и получают казеин.Молочнокислый способ получения казеина состоит в том, что в снятое молоко добавляют 25—50% хорошо скисшей сыворотки и вызывают створаживание молока в течение 1,5—2 часов, при этом'необходимо как молоко, так и сыворотку подогреть до 35°. В результате выпадает осадок в виде белого сгустка—казеин. Слив сыворотку, казеин нагревают до 55°, все время перемешивая его, промывают, отжимают и высушивают.Сычужный казеин получают посредством введения в снятое молоко сычужного фермента, способствующего створаживанию молока. Кислотный казеин приготовляют посредством введения в снятое молоко серной, соляной или уксусной кислоты, также способствующих створаживанию молока. Сычужный и кислотный казеин отличны друг от друга по своим свойствам: сычужный казеин лучше всего растворяется в нашатырном спирте, а кислотный—в растворе буры или 10-процентном водном растворе углекислого аммония.Казеиновый клей приготовляют посредством растворения порошка сухого казеина в растворе нашатырного спирта или буры. Казеин заливают в сосуде теплой водой и оставляют на 2 часа для разбухания, а затем прибавляют слегка подогретый раствор нашатырного спирта и тщательно перемешивают до тех пор, пока весь казеин не перейдет в раствор. На 500 г сухого казеина берут 50 см3 нашатырного 25-процентного спирта и 3 л воды. Если же вместо нашатырного спирта берут раствор буры, то на 500 г сухого казеина надо взять 75—100 г буры и 3 л воды.Если нет нашатырного спирта и буры, то можно растворить казеин в растворе углекислого аммония, взяв на 500 г сухого казеина 250 г углекислого аммония и 2,5 л воды. Иногда грунт для холста приготовляют из смеси мела или гипса с пшеничным или ржаным мучным клейстером; эти грунты непригодны для живописи, так как очень сильно впитывают масло из красок и легко загнивают, плесневеют и, разрушаясь сами, вызывают непоправимую порчу живописи, находящейся на них.

 

Эмульсионные грунты состоят из эмульсии, то есть смеси масла, преимущественно вареного, и клеевого раствора; к этой эмульсии прибавляют порошок сухих белил; свинцовых или цинковых. Существует много рецептов эмульсионных грунтов, но наиболее приемлемыми для масляной живописи являются грунты следующего состава:

 

Казеиново-масляный грунт состоит из:

 

* Казенна (сухого в порошке) . 10г(2 чайные ложки)

* Воды к нему (х/а стакана)

* Нашатырного спирта - 1 чайная ложка, вареного льняного масла - 1/2 стакана

* Воды - 1 стакан

 

Сначала приготовляют казеиновый клей: казеин растирают с водой и, добавив нашатырного спирта, тщательно перетирают; полученный таким образом клей смешивают с вареным льняным маслом и получают эмульсию. К эмульсии добавляют растертые с водой белила и тщательно растирают, получая грунтовочную массу. Эту массу наносят на предварительно дважды проклеенный казеиновым клеем холст в2—3 приема тонкими слоями.

 

Клее-масляный эмульсионный грунт приготовляется смешением клеевого раствора, приготовленного из рыбьего клея, с желтком куриного яйца. вареным льняным маслом, медом и сухими цинковыми белилами.

 

Для грунтовки 1 м2 холста надо взять:

 

* Сухого рыбьего клея - 15 г.

* Воды - 1,5 стакана

* Желток - 1 шт.

* Вареного льняного масла - 1 чайная ложка

* Белил цинковых сухих в порошке 50 г

* Мела 150 г

 

К клеевому раствору добавляют желток, размешивают, прибавляют вареное масло, тщательно перемешивают, затем берут белила и мел, смешивают их с водой и соединяют с ранее приготовленной эмульсией, тщательно размешав всю массу. Эту массу наносят на проклеенный холст в 3—4 тонких слоя, тщательно просушивая каждый слой.

 

Желатиново-масляный эмульсионный грунт приготовляется из клее-желатинового раствора, смешанного с вареным льняным маслом и с предварительно растертыми на воде сухими цинковыми белилами. Для грунтовки 1 м холста надо взять:

 

* Желатин 6 г.

* Вареного льняного масла - 10 г (2 чайные ложки)

* Белил цинковых сухих - 30 г (2 столовые ложки)

* Воды 30 г (2 столовые ложки)

 

Сначала приготовляют клеевой раствор из желатина; когда он готов и остыл, к нему добавляют вареное масло и, тщательно размешав, смешивают с растертыми на воде белилами. Массу грунта наносят на холст в 3—4 слоя, тщательно просушивая каждый слой. Масляные грунты состоят из 2—3 слоев тонкотертой масляной краски, преимущественно свинцовых или цинковых белил, наносимых на поверхность проклеенного холста. Приготовляется масляный грунт довольно просто: натянутый на подрамник холст проклеивают 2 раза жидким раствором рыбьего клея, просушивают и покрывают 2—3 тонкими слоями масляных свинцовых или цинковых белил. Загрунтованный холст требует длительной просушки в течение 6—12 месяцев.

 

Масляные грунты имеют очень существенные недостатки, делающие их малоприемлемыми для живописи. На недостаточно хорошо просохшем масляном грунте живопись быстро чернеет и покрывается трещинами. На пересушенном масляном грунте живопись имеет свежий вид и даже блестит, но краски на нем держатся непрочно и легко осыпаются. Художник, желающий предохранить свои картины от быстрого разрушения и гибели, не должен пользоваться такими масляными грунтами. Не следует никогда писать на старых картинах, исполненных масляными красками, так как наносимые на старую живописную поверхность новые слои масляных красок не будут прочно приставать к ней и очень скоро станут растрескиваться, отслаиваться и осыпаться. Кроме того, через небольшой срок старая живопись начнетпро-свечивать через новые слои красок.