Масляные грунты;

 

Масляные грунты стойки к действию воды, не всасываю г связующее из масляных красок; живопись, исполненная на такой поверхности, не пожухает. Грунтовка маслом имеет и целый ряд крупных недостатков, которые и вынудили художников перейти на эмульсионные грунты.

 

Масляные грунты медленно сохнут, вызывают с течением времени помутнение, желтизну и потемнение красок; вследствие гладкой поверхности грунта краски скользят по нему, что создает большие неудобства в работе. Плохая адгезия масляных красок к поверхности грунта способствует отставанию красочного слоя от грунта, — недостатки эти сильно выявились в техническом состоянии картин Левитана, Маковского и других, и особенно, в тех картинах, где живопись исполнена густыми мазками.

 

Прежде чем начинать работу на масляном грунте, надо вначале его промыть слабым мыльным раствором и чистой теплой водой, затем хорошо высушить. После этого следует поверхность грунта покрыть мастичным или даммарным лаком с небольшим количеством хорошо сохнущего масла и через сутки начинать работу. Лак имеет хорошее сцепление с масляной поверхностью, поэтому он будет являться как бы связующей прослойкой между грунтом и красочным слоем.

 

Другой способ состоит в протирании грунта смесью спирта с нашатырным спиртом или уайтспирита со скипидаром, при этом вскрываются поры грунта и создается шероховатая поверхность, увеличивающая сцепление красок с грунтом. Можно нанести на грунт спиртовой экстракт чеснока — он также разрыхляет поверхность и образует довольно прочную клеевую пленку.

 

Перед нанесением масляного грунта холст проклеивают 1—2 раза 5—7%, раствором клея, затем его высушивают и покрывают масляной краской (свинцовыми или свинцово-цин-ковыми белилами), добавив к ней небольшое количество масла или олифы. Слой масляной краски надо наносить очень тонкий, чтобы не перегружать грунтом холст и не закрывать его зернистость во избежание получения клеенчатой поверхности. Грунт просушивается в течение не менее 4—6 месяцев. Из литературных источников известно, что мастера живописи применяли различные составы грунтовочных паст, например:

 

1.Оливковое масло смешивали с мучным (пшеничным) клейстером и небольшим количеством меда. Этим составом покрывали холсты, предварительно проклеенные слабым раствором клея.

 

2.Хорошо размолотую горшечную глину смешивали с клеем (перчаточным) и льняным маслом, а чтобы грунт не впитывал связующее красок, сверху наносили тонкий слой масляной краски (преимущественно свинцовые белила) с небольшим количеством лака.

 

3.Составляли также грунтовочную пасту из смеси масла, глины и умбры. Грунт наносился тонким слоем 2—3 раза, не забивая структуры холста.

 

4.Доски грунтовали смесью, состоящей из раствора пергаментного клея и мелкого гипса.

 

Употребляли также смесь равных частей гипса и муки с клеем и льняным маслом. Большинство составов представляют собой эмульсионные грунты. Присутствие мучного клейстера в грунте вызывает, под влиянием сырости, загнивание грунта, причем этому будет способствовать гигроскопичность меда, вследствие чего грунт и красочные слои со временем растрескаются и постепенно разрушатся. Мучной клейстер можно применять в грунтах и для проклеек преимущественно редких холстов, чтобы полнее и равномернее закрыть его поры. В состав проклеек и грунта следует вводить клейстер в количестве не больше 15% к весу клея. Хорошего качества перчаточный клей, как и желатин, дает наибольшую прочность грунта.

 

Оливковое масло очень медленно высыхает, поэтому лучше пользоваться льняным и ореховым. Высыхание оливкового масла можно ускорить введением активных сиккативных пигментов или льняного масла. В этом случае оливковое масло будет одновременно служить связующим материалом и смягчителем грунта. Иногда, особенно тонкий холст грунтовали без проклеек. Следует указать, что при употреблении небольшого количества масла в эмульсии исключается возможность вредного действия масла на ткань. Холст, загрунтованный без проклейки, более эластичен и менее подвержен влиянию сырости и разрушению от плесени. Однако такой способ грунтовки можно рекомендовать лишь для очень тонких холстов. Старые мастера применяли три вида грунтов эмульсионный, масляный и клеевой. Как известно, качество грунтов зависит от качества употребляемых материалов ,от концентрации растворов и техники грунтовки.

 

В то время, когда живопись выполнялась на дереве, в качестве материалов пользовались клеем животного происхождения, имеющим высокую клеящую силу к дереву. С переходом на холст клеевая грунтовка заменяется комбинированной грунтовкой, состоящей из клея, масла и смол,. сообщающих грунтам эластичность, стойкость к влаге. Первоисточники представляют очень ценный материал, но, к сожалению, они недостаточно расшифровывают весь технологический процесс во всех его деталях, давая лишь общи положения и общеизвестные рецепты. Ломкая клеевая грунтовка на дереве даже с применением гипса и при нанесении густым толстым слоем давала, однако, прочный грунт, так как для грунтовки мастера брали высококачественные материалы, умели их обрабатывать применительно к требованиям живописи и очень аккуратно выполняли отдельные процессы работы и в определенной последовательности.

 

В последний слой грунта вводили хорошо сохнущие краски: умбру, свинцовые белила, природные земли и др. Для придания эластичности и мягкости добавляли в грунты пчелиный мед. Гипс, широко применявшийся в грунтах по дереву, в составе грунтов для холста употреблялся очень редко.

 

Перед нанесением грунта в рецептурах большинством художников рекомендуется предварительно 1—2 раза проклеить. раствором клея слабой концентрации. Разрушение холста при непосредственном соприкосновении ткани с маслом в эмульсии, нам думается, мало возможно, так как заэмульгированное масло имеет несколько другие свойства, а кроме того его берется очень небольшое количество в эмульсии. Имеется указание о смачивании холста перед проклейкой. Количество проклеек обычно не превышало двух-трех, количество же наслоений грунтов в некоторых случаях доходило до 8 слоев, причем каждый слой наносился жидким составом очень тонко и обязательно после просыхания предыдущего-слоя.

 

Почти все авторы рекомендуют шлифовку: перед проклейкой холста, после проклейки, между отдельными слоями грунта и даже шлифовали последний грунтовочный слой особыми скоблилами для получения гладкой и ровной поверхности. Гладкая грунтовка холста в картинах небольшого размера рассчитана на тонкое письмо. В большинстве рецептов указывается, что на последний слой грунта наносилась скоро сохнущая масляная краска. Это обеспечивало хорошую связь грунта с красочным слоем живописи, способствовало нормальному просыханию первых прописок и устраняло вжухлость. Иногда наносили слой лака или клея, последний сохранял белизну мелового или гипсового грунта.

 

Чтобы достигнуть наибольшего соединения отдельных слоев грунта между собой, нанесенная паста разравнивалась ладонью руки. На дерево раствор клея наносился горячим, чтобы он лучше пропитался.Цвет грунтов преимущественно был белый, который перед работой покрывался красками различного цвета и оттенка: у Рубенса золотисто-коричневой, у Тициана светло-красной. Позднее грунты имели серые, коричневые, красно-коричневые и красные оттенки, на чисто белых грунтах писали очень редко. В настоящее время тонированные грунты почти не применяются.Положительное свойство белых грунтов состоит в том, что в местах лессировок легче получать прозрачные тона без предварительного нанесения белил. Кроме того, нужно иметь также в виду, что со временем некоторые даже укрывистые краски становятся прозрачными, поэтому (особенно в картинах, где краски положены тонкослойно), может выступить тон грунта и изменить колорит живописи. Живопись, исполненная на белых грунтах, светлее.