Лекции на каналах YouTube о культурных тенденциях в искусстве.

 

 

 

Екатерина Лазарева: «Футуризм в Италии и России: общие черты, непреодолимые различия и специфика эволюции»

Футуризм возник в Италии, получил в этой стране мощное развитие, и распространился в другие страны, в том числе и в Россию. Русский футуризм обычно изучается сам по себе или рассматривается как одна из глав истории «мирового» футуризма. Однако стоит рассмотреть его и итальянское течение в деталях, чтобы обнаружить множество параллелей. Искусствовед Екатерина Лазарева обращает на них наше внимание и приводит сопоставление итальянского и русского течений: о параллелях и различиях, об исканиях художников и силе футуристического мироощущения, о «втором» итальянском футуризме и послевоенном русском авангарде. Екатерина Лазарева — искусствовед, художник, куратор, исследователь итальянского футуризма, специалист по искусству XX-XXI веков, кандидат искусствоведения.

Канал: Еврейский музей и Центр толерантности

 

 

 

Анна Броновицкая: «Брутализм и необрутализм»

Анна Броновицкая рассказывает об архитектуре периода «общества всеобщей социальной поддержки» — послевоенном периоде до 70-х. Архитектура в это время играла жизнестроительную роль — экономические и социальные соображения стояли выше, чем соображения престижа. В Западной Европе проходили крупные строительные программы, нацеленные на установление социальной справедливости. Разрабатывались новые типы школ, университетов, культурных, торговых и медицинских центров, жилых комплексов. Бруталистские постройки, как правило, были крупномасштабны. Широкая публика ценила доступ к культуре, образованию, новое благоустроенное жилье. Подобный тип архитектуры и подхода к строительству развивался в СССР в 1960–1970-е годы, когда строились города с прицелом на коммунистическое будущее. О работах Ле Корбюзье, Якоба Бакемы, Элисон и Питера Смитсон, Натана Остермана и других. Анна Броновицкая — историк архитектуры, директор по исследованиям Института модернизма, доцент МАРХИ.

Канал: Гараж

 

 

 

Кристоф Шулер: «Графический репортаж как новый медиум»

Кристоф Шулер, редактор швейцарского журнала авторских комиксов Strapazin, рассказывает о таком жанре журналистики, как документальный комикс. Эти репортажи также называют журналистскими комиксами, репортажными или документальными зарисовками. Первым репортажным комиксом в истории стала история, вышитая на гобеленах тысячу лет назад. С него Шулер начинает свои рассказ. Приводя за этим более поздние примеры из истории, подробно исследуя XX век, лектор заканчивает журналистскими комиксами в журналах сегодня. Из лекции вы узнаете о том, чем отличается графический репортаж от фоторепортажа или текста, и почему его выбирают авторы и редакторы; как практика графического репортажа была забыта в эпоху появления и развития фотографии, и как и когда она стала возрождаться; и о главных именах в этом жанре, самых влиятельных фигурах и их работах. Кристоф Шулер — писатель, редактор швейцарского журнала авторских комиксов Strapazin. Шулер работает с различными художниками в жанре графического репортажа.

Канал: Гараж

 

 

 

Анна Гор: «Десять главных вопросов о современном искусстве»

Лекция-гид по основам теории современного искусства. Искусствовед, директор Приволжского филиала ГЦСИ Анна Гор дает ответы на самые частые вопросы посетителей музеев. Что же такое современное искусство? Какое искусство является современным, а какое нет? Зачем нужно современное искусство, когда есть классика? Представляет ли современное искусство угрозу традиционному? Становится ли искусство со временем лучше или хуже? Зачем искусству нужны шок, провокация и эпатаж? Лектор приглашает слушателей к диалогу и рассуждениям — эта лекция не столько об искусстве, сколько о современном зрителе. Что его волнует? Что его пугает? Анна Марковна Гор — директор Волго-Вятского филиала Государственного музея современного искусства, искусствовед.

Канал: ГЦСИ

 

 

 

Наталия Лебина: «Советское питание: от «вкуса к необходимости» к «извращенному вкусу»»

Привычки и вкусы граждан СССР менялись в зависимости от обстоятельств, обстановки в стране и под влиянием трансформаций общепита. О городской еде и городской культуре питания в советскую эпоху рассказывает историк повседневности, профессор Наталия Лебина. Обзор начинается с послереволюционного периода прошлого века и заканчивает периодом оттепели и эпохой застоя. Если о «царице полей» многие слышали из популярных фильмов, то как насчет рыбного хлеба? Шампанское под крабы и батон «русское чудо» не желаете? О блюдах и питании каждого периода — красочно и емко. Наталия Лебина — историк, доктор исторических наук, профессор. Область интересов: история повседневности и социально-бытовые аспекты прошлого России. Автор нескольких книг, среди которых «Рабочая молодежь Ленинграда: труд и социальный облик. 1921–1925 гг.», «Проституция в Петербурге. 40-е годы XIX — 40-е годы XX веков», «Повседневная жизнь советского города: нормы и аномалии. 1920–1930-е годы», «Повседневность эпохи космоса и кукурузы: деструкция большого стиля. Ленинград 1950–1960-х гг.» и другие.

Канал: ГЦСИ

 

 

 

Людмила Алябьева: «Мода и визуальная культура: от модной гравюры к фотографии и кино»

Когда мода возникла? Где проходит граница между одеждой и модой? Шеф-редактор журнала «Теория моды» Людмила Алябьева рассказывает об истории и нюансах определений: от момента возникновения института моды до первых «парадов манекенов», модных журналов, прихода в моду фотографии и кино. Когда и как именно статус портного повысился до статуса модельера, то есть художника? Почему фотография быстро сменила иллюстрацию на страницах модных журналов? Как сосуществуют мода, кино и музыкальные видеоклипы? Ключевые даты, места, имена и модные трюки — в одной лекции. Людмила Алябьева — историк моды, шеф-редактор журнала «Теория моды: одежда, тело, культура», филолог, преподаватель, куратор.

Канал: Смена

 

 

 

Герман Парцингер: «Музейный остров и форум Гумбольдта. Стратегии преобразований традиционных музеев»

Как и когда зародилась идея создания Музейного острова в Берлине? Что этот остров из себя представляет, и как трансформируется и продолжает развиваться во времени сама концепция такого музейного объединения? Профессор Герман Парцингер, Президент Берлинского фонда Прусского культурного наследия, рассказывает об истории Музейного острова в Берлине, о его настоящем, а также о том, что полезного можно почерпнуть из такого опыта. Как реконструировать и использовать исторические здания? Может ли классический музей стать современным?

Канал: Goethe-Institut

 

 

 

Мария Савостьянова: «Общая территория: Art vs Design»

Сопоставление дизайна и современного искусства — популярная тема. Искусство ставит вопросы, заставляет нас думать по-другому, чувствовать иначе; дизайн — решает проблемы. Есть мнение, что дизайн не искусство, а дизайнер не художник. Оба вида творческой деятельности, действительно, долгое время развивались параллельно, но дороги их со временем сходились все ближе и ближе и вот уже пересекаются и конкурируют друг с другом. Историк искусства и дизайн-критик Мария Савостьянова раскрывает тему взаимосвязей и взаимоотношений дизайна и искусства. Лекция исследует сходные стратегии и междисциплинарный диалог ключевых фигур дизайна и современного искусства на примере работ Рона Арада, Рольфа Закса, Мартена Бааса и братьев Хаас. Мария Савостьянова — историк искусства, дизайн-критик, заместитель главного редактора журнала «ИНТЕРЬЕР+ДИЗАЙН». Автор более 350 статей о потребительском и коллекционном дизайне. Старший преподаватель кафедры теории и истории культуры РУДН.

Канал: Гараж

 

 

 

Дискуссия «Партнер, соорганизатор, патрон: почему бизнес поддерживает культуру?» в Музее «Гараж»

Многие крупные компании регулярно оказывают поддержку институтам культуры, выступая в качестве партнеров мероприятий, соорганизаторов или патронов. Что они получают от такого взаимодействия? Чем руководствуются, принимая решение о поддержке проектов? На какие вопросы бизнес находит ответ в процессе коммуникации с культурой? О своем опыте сотрудничества с культурными институциями, о разработанных проектах, о работе в регионах рассказывают представители бизнес-сообщества на публичной встрече-дискуссии в «Гараже». Участники дают ответы на вопросы о том, от чего зависит статус компании в том или ином проекте, как и зачем компании сами становятся инициаторами крупных культурных проектов, рассказывают о стратегиях работы, принципах, на которых строится их политика корпоративной социальной ответственности и благотворительности.

Канал: Гараж

 

 

 

Екатерина Шашлова - Бессмертие философии в технократическую эпоху

Мы часто слышим о том, что в университетах мира гуманитарные факультеты становятся все менее популярны, а в современном мире, построенном на технологиях и практике, философия не самая востребованная область. Действительно ли философские факультеты скоро исчезнут из университетов? Ответ на этот вопрос можно найти, если оттолкнуться от самих понятий философии и критического мышления. Несмотря на то, что живем мы в технологическую эпоху, мы точно также продолжаем задавать вопросы о субъекте познания, о том, как этот субъект познает истину, о том, что такое современность, как можно определить эпоху, в которой мы живем, как возможна коммуникативная рациональность. Екатерина Шашлова объясняет, почему философское знание не может быть бесполезным, а современный философ не может навсегда вычеркнуть имя Платона из истории. Екатерина Шашлова — кандидат философских наук, доцент кафедры истории философии Института философии и социально-политических наук ЮФУ.

Канал: Гараж

 

 

 

Дискуссия «Партнер, соорганизатор, патрон: почему бизнес поддерживает культуру?» в Музее «Гараж»

 

Многие крупные компании регулярно оказывают поддержку институтам культуры, выступая в качестве партнеров мероприятий, соорганизаторов или патронов. Что они получают от такого взаимодействия? Чем руководствуются, принимая решение о поддержке проектов? На какие вопросы бизнес находит ответ в процессе коммуникации с культурой? О своем опыте сотрудничества с культурными институциями, о разработанных проектах, о работе в регионах рассказывают представители бизнес-сообщества на публичной встрече-дискуссии в «Гараже». Участники дают ответы на вопросы о том, от чего зависит статус компании в том или ином проекте, как и зачем компании сами становятся инициаторами крупных культурных проектов, рассказывают о стратегиях работы, принципах, на которых строится их политика корпоративной социальной ответственности и благотворительности.

Канал: Гараж

 

 

 

Лекция доктора искусствоведения Анны Шаншиашвили о творчестве одного из самых известных грузинских художников — Нико Пиросмани.

Работы художника нашли отголоски в манерах поколения авангардистов России и Грузии. Когда говорят о творчестве Пиросмани, о его истоках, искусствоведы упоминают средневековые фрески, тифлисский потрет, надгробные и этнографические портреты, раннюю фотографию. Анна Шаншиашвили рассказывает подробно об этих источниках, исследует визуальные параллели в работах художника. Анна Шаншиашвили — доктор искусствоведения. Работает в Центре современного искусства г. Тбилиси.

Канал: Еврейский музей и Центр толерантности