Пабло Амаринго (Pablo Amaringo) (Перу)


Pablo Cesar Amaringo (Peru)

The Religious Iconography of a Peruvian Shaman



Пабло родился седьмым из тринадцати детей в 1938 в Пуэрто Либертад, маленьком поселке на берегах одного из притоков великой реки Укаяли. Род Пабло прослеживает корни к нескольким местным группам (как соПабло Амаринго - художник - шаман - маг стороны отца, так и со стороны матери), которые включают Cocama, Lamista и племена Перо (Pero). Некоторые из его предков были целителями. Его дедушка по отцу, Ambriosa Amaringo Vazquez, был muraya, (особенно мощный тип шамана), который, например, по желанию мог становиться невидимым для других. Три брата его матери также занимались vegetalistas. В 10 лет Пабло впервые вплотную знакомится с традициями предков — а именно с традицией аяваски (ayahuasca) — визионерским «варево»-напитком, для которого в качестве сырья используются яге (yage') — лат. Banisteriopsis caapi и чакруна (chacruna) — лат. Psychotria viridis.


Когда Пабло был еще мальчиком, его семья оказалась в чрезвычайной бедности после нескольких лет относительного процветания. В результате они переместились в Pucallpa, где Пабло посещал школу в течение всего двух лет, а после был вынужден искать работу, чтобы поддерживать семью. Когда Пабло исполнилось 17 лет, он оказался на краю гибели, едва не умерев от серьезной болезни сердца. В течение более чем двух лет он не мог работать. Однако со временем его излечил местный целитель-шаман.
Именно выздоравливая от этой болезни, он впервые занялся рисованием и живописью. Пабло начал делать рисунки карандашом, а потом он заштриховывал их сажей от ламп. От друга, работавшего на автомобильной фабрике, он получил permatex, синее вещество, которым он раскрашивал рисунки. У него не было денег на бумагу, поэтому он использовал картонные коробки. Иногда он брал дешевую помаду и другую косметику у своих сестер. Позже он использовал чернила, акварельные краски, и затем друг дал ему шесть тюбиков масляной краски.


Вскоре Пабло начал зарабатывать на портретах, но потерял эту "нишу на рынке", когда фотографы стали печатать цветные фото взамен черно-белых. С открытием его нового артистического таланта, у Пабло проявились и способности к целительству. В течение семи лет, 1970-76, он много ездил по Амазонии, практикуя традиционное целителство. Но позже он оставил эту деятельность. Когда Luna и McKenna встретили Пабло в 1985, он жил в большой бедности, на грани выживания, преподавая английский язык молодым людям в своем доме и продавая причудливые живописные полотна иностранным туристам. Luna предложила, чтобы Пабло отразил в красках некоторые из своих шаманских видений - проект, который был положен в основание их совместной книги "Видения Аяваски": Религиозная Иконография перуанского Шамана (Ayahuasca Visions: The Religious Iconography of a Peruvian Shaman (North Atlantic Books).


Изображая свои видения, Пабло часто поет или насвистывает икарос (священные песни целителя-шамана), которые он использовал в течение долгого времени в качестве курандеро vegetalista. Во время работы к нему возвращается Видение Аяваски. Пабло в состоянии работать одновременно с несколькими картинами, быстро делая набросок и затем заполняя его цветом. Он никогда не делает исправлений или закрашиваний, и он никогда не отказывается от единственного листа бумаги или холста. Все случившиеся ранее события — болезнь и долгий процесс исцеления от серьёзной болезни — сподвигли Пабло Амаринго встать на путь шамана. В конечном итоге, он становится могущественным курандеро (исп. curandero) — в традиции vegetalismo- традиции шаманизма метисов /mestizo. Vegetalistas- те шаманы, кто общается с Sacha Runa (лесной дух, хозяин леса, живущий в в корнях больших деревьев, таких как учу путу руйя). Этот термин позволяет отличать vegetalistas от oracionistas — тех шаманов, кто использует только молитвы относительно выполнения сходных шаманских задач, или от espiritistas — тех, кто работает исключительно с духом. Vegetalista может специализироваться на других растениях помимо аяваски. У большинства vegetalistas имеется тенденция специализироваться на использовании одного или нескольких растений-учителей в своих практиках. Есть tabaqueros, специализирующиеся на использовании табака (Nicotiana rustica); toeros используют разновидности Brugmansia (известную у нас как дурман); camalongueros, кто использует семена camalonga — растения, произрастающего в Андах; catahueros использует смолу Catahua (Hura crepitans); paleros — кору различных больших деревьев; и perfumeros, использующие ароматы различных ароматных растения, своего рода специалисты ароматерапии. Есть также tragaceros, кто использует сильный алкогольный напиток, дистиллированный из сахарной свеклы.


Для Запада творчество Пабло Амаринго открыли Луис Эдуардо Луна (Luis Eduardo Luna), доктор антропологии и исследователь аяваски, и Деннис Джон Маккена (Dennis Jon McKenna), американский этнофармаколог, автор многочисленных научных статей и книг, а также книги «Невидимый пейзаж» (Invisible Landscape), где он выступил в качестве соавтора своего брата Теренса Маккены. Встреча состоялась в 1985 году в Пукальпе, когда Маккена и Эдуардо Луна путешествовали по Амазонии, работая над этноботаническим проектом. В 1992 году Пабло Амаринго был номинирован на получение престижной Премии Мира (Global 500 Peace Prize) по Экологической программе Организации Объединенных наций, присоединившись к Жаку-Иву Кусто, Чико Мендесу, Джимми Картеру и прочим, как истинный герой в борьбе за охрану окружающей среды.


Эдуардо Луна предложил Амаринго нарисовать некоторые из его видений, которые стали основой для книги «Видения аяваски: религиозная иконография перуанского шамана» (Ayahuasca Visions: The Religious Iconography of a Peruvian Shaman). Пабло Амаринго в этом проекте выступил в роли соавтора. После публикации этой книги, вышедшей в 1999 году, Амаринго не пишет более о своей работе, за исключением случайных интервью. И лишь в 2006 году он пишет предисловие для книги «Растительные духи шаманизма: традиционные техники для Излечения Души (Книги Судьбы)» (Plant Spirit Shamanism: Traditional Techniques for Healing the Soul) — о лекарственных препаратах, священных галлюциногенах и шаманизме. В последнее годы на его полотнах соседствовали и ангелы, и изображенные до мельчайших деталей флора и фауна Перу. Он принимал участия в различных конференциях и семинарах, где рассказывал о своей жизни художника и шамана, а также давал наставления художника, а также вплоть до смерти выступал наблюдателем аяваска-ретритов. Принимал участие в конференции Mind States в Калифорнии (США), в мероприятиях Guaria de Osa Centre в Коста-Рике, а также на Оздоровительном Ретрите Аяваски в Бразилии. После длинного сражения с болезнью Пабло Амаринго скончался 16 ноября 2009, так и не сумев посетить выставку собственных работ в Калифорнии.



return_links($n); ?>